Пиросмани. «Розы для Пиросмани»

ВЫСТАВКА  20.09.2020-20.12.2020

О выставке

Впервые за долгое время открывается выставка Нико Пиросмани из уникальных частных и музейных собраний, на которой будет представлено около 20 работ.

«Розы для Пиросмани» объединит произведения великого грузинского художника Нико Пиросмани и его «открывателей» — известных деятелей русского авангарда братьев Ильи и Кирилла Зданевичей и Михаила Ле-Дантю.

«Вот, что на нужно, братья. Посередине города, чтобы всем было близко, нужно построить деревянный дом, где мы могли бы собираться. Купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить и говорить об искусстве»

Нико Пиросмани

Николай Асланович Пиросманашвили родился около 1866 года в грузинском селе Шулавери (а не Мирзаани, как полагали прежде) в небогатой крестьянской семье. Рано осиротев, будущий художник был отдан на воспитание в семью зажиточных тифлисских армян Калантаровых. Именно с Тифлисом связана творческая биография Нико Пиросмани: он становится живописцем тифлисских духанов (а также трактиров, винных и пивных погребов, лавочек, булочных, столовых), создававшим вывески, картины маслом и не дошедшие до нашего времени настенные росписи и витражи. Весной 1912 года благодаря Михаилу Ле-Дантю и братьям Зданевичам начинается «вторая жизнь» Пиросмани, четыре его работы участвуют в легендарной выставке «Мишень», объединившей произведения русских художников круга Ларионова и образцы примитивного «народного» искусства. Благодаря трем юным художникам творчество Пиросмани начинает жить в культурном пространстве, оно обретает дополнительные измерения, становится неотъемлемой частью авангардистского опыта «прорыва к подлинности».

Выставка «Семейный кутеж» представляет прежде всего произведения самого «кинто Николая», но вокруг них воссоздается ситуация «первого взгляда» или откровения, когда три молодых художника впервые увидели вывески в тифлисских духанах и клеенки Пиросмани. В экспозицию включены книги Ильязда  о Пиросмани, каталог выставки «Мишень», рисунки Ле-Дантю и Кирилла Зданевича. Здесь возникает любопытное совпадение момента открытия современным зрителем и  искусства Пиросмани и настоящего откровения, которые испытали художники-авангардисты, осознав значение творчества великого грузинского примитивиста.

LEAVE A REPLY

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *