Таус Махачева «История требует продолжения»

ВЫСТАВКА 1.03.2022-3.08.2022

Таус Махачева родилась в 1983 году в Москве, СССР. С 2002 по 2003 год училась в Лондонском Колледже Коммуникации Лондонского Университета Искусств и Дизайна. С 2003 по 2007 год училась в Голсмитс Колледже Лондонского Университета (диплом бакалавра по программе «Современное искусство»). С 2008 по 2009 год училась в Институте проблем современного искусства (ИПСИ), Москва. C 2011 по 2013 год — Королевский колледж искусств, Лондон. Читала курс лекций по перформансу в МГУ и в «Первой галерее» в Махачкале.

Живёт и работает в Москве и Махачкале.

Таус — мастер перформансов и видеохудожник: как правило, произведения Махачевой представляют собой снятые на видео ее же метафорические перформансы, часто связанные с культурными традициями и социальными проблемами республики Дагестан, откуда происходит семья художницы (ее дед — аварский поэт и публицист Расул Гамзатов).

«Пуля». Таус Махачева стреляет в песок, а затем выкапывает пулю, чтобы сохранить ее на память, тем самым опредмечивая символический жест своей агрессии. «Социальная направленность моих произведений связана с личной историей. Мои родители родом из республики Дагестан, и поэтому я хорошо знакома с привычной общественной реакцией на представителей другой культуры. Понимание сложности преодоления существующих различий позволило сформулировать задачи художественной практики. Мои работы не являются программой социального конструирования или документальным свидетельством некоего социального кризиса. Они привносят в знакомые, «нормальные» ситуации и подробности повседневной жизни навязчивый символический характер, то есть делают их неслучайными и доступными для индивидуальной или общественной реакции. Приехав домой, в Махачкалу, снимать эту работу, я узнала что на углу моего дома у школы № 13 застрелили трех милиционеров и ранили нескольких людей. О чем может быть работа с использованием оружия, снятая в таком контексте? Я стреляю в песок из «макарова», табельного оружия российской милиции. Взяв в руки пистолет, я понимаю, что это инструмент, прошу подальше отойти моего оператора, испугавшись рикошета от выстрела, и стреляю. Отдача, звук и воронка в песке, начав рыть песок, понимаю, что воронка была только на поверхности, а дальше след пули уже засыпан песком, то есть определить траекторию уже невозможно и надо просто рыть наугад. Нахожу пулю не с первого раза, к этому моменту я расстреляла уже почти всю обойму. Найдя, я оставляю после себя огромную дыру. Все остальные пули, которые я не смогла выкопать, остались там, в пляже недалеко от г. Махачкала»

В «Нулевой работе» Таус демонстрирует документацию перформанса, который проходил в «Уголке ораторов» лондонского Гайдн-парка, – без звука. Мы видим толпу людей, собравшихся послушать художницу, но не слышим, что она говорит. Индивиду уже не достаточно брать слово, выходя на площадь. В мире, где каждый день произносятся сотни речей, таким образом, не может быть решена проблема «права голоса». Художница ставит вопрос иначе: каким образом мы можем быть услышанными?

Другой перформанс был реализован в городском пространстве. Человек в белой маске с надписью «Я не хочу быть на CCTV (система скрытого видеонаблюдения)» после офисной работы едет в метро и наблюдает за реакцией людей, не вступая с ними в диалог. Типический образ офисного работника со стертой идентичностью был молчаливым протестом против камер скрытого наблюдения, установленных по всему Лондону в качестве профилактики терроризма.

В аналогичной технике выполнен перформанс «Портрет Аварки», где Таус Махачева ходила по метро в национальной дагестанской одежде, проверяя общественную толерантность на прочность.

16-минутный фильм «Гамсутль» в одноименной деревушке в горах Дагестана. Некогда неприступная крепость, бывшая предметом притязаний Персии и Российской Империи, Гамсутль сегодня находится в запустении. Его живописные руины постепенно сливаются с горным ландшафтом. Автор фильма выбрала своим героем танцора, который в полной тишине, лишь посредством пластики, повествует о поворотных моментах в истории селения. Молодой человек попеременно предстает то в образе воина-завоевателя, то мирного жителя и т.д.

В работе «Быстрые и неистовые» Таус Махачева рассматривает ряд социальных изменений, связанных с особенностями функционирования медиа в современном мире, погружаясь в субкультуру стритрейсеров (уличных гонщиков), которые устраивают несанкционированные соревнования на новом скоростном шоссе, соединяющим город Махачкалу (Республика Дагестан) с аэропортом. Каждую субботу с 12 до 3 часов ночи одетые «в черное» мужчины собираются в заранее оговоренном месте, чтобы поучаствовать или посмотреть на гонки. Пассивное или активное участие в нелегальных заездах автоматически становится знаком принадлежности к «эксклюзивному», закрытому сообществу и символически наделяет его членов характеристикой «настоящий мужчина». Для «настоящего мужчины» машина – продолжение его самого, и подтверждением этому может считаться особое внимание стритрейсеров к дизайну и техническому совершенствованию автомобиля. Чтобы быть принятой сообществом, Таус Махачева тоже «тюнингует» свою машину – покрывает внедорожник чехлом, сшитым из найденных на барахолках старых советских шуб. Несмотря на то, что гонка, в которой планировала участвовать художница, не состоялась, артистическое вмешательство в городскую среду произошло. В зоне напряжения между постановочной фотографией и документальным видео задается вопрос о возможности быть свободным от идеологизированных и навязанных медиаобразов.

LEAVE A REPLY

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *